Дорога домой: день возрождения балкарского народа
Год культурного наследия народов России

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Мы открываем серию публикаций об истории, традициях и особенностях культуры народов нашей необъятной многонациональной страны. Сегодня мы расскажем о балкарцах и вот почему.

28 марта в Кабардино-Балкарской Республике — общенациональный праздник. В первый месяц весны отмечают День возрождения балкарского народа, глубокий смысл которого заложен в самом его названии. Этот праздник объединяет в себе как счастливое возрождение, так и огромную трагедию целого народа.

Нальчик

История берет свое начало 8 марта 1944 года, когда весь балкарский народ был насильственно выслан в Среднюю Азию и Казахстан. Депортация распространялась на всех балкарцев — взрослых и детей, стариков и инвалидов, и на возвращавшихся с войны фронтовиков. Причиной чудовищной депортации стали обвинения всего народа в «предательстве и неспособности оказать сопротивление немецко-фашистским войскам». Пройденные испытания стали общенародной трагедией и у каждого балкарца осталась и общая радость, и общая боль.

Осман Тербулатов

Начальник юридического отдела «Газпром межрегионгаз Нальчик» и «Газпром газораспределение Нальчик» Осман Тербулатов поделился воспоминаниями о тех временах, которые поведала ему сестра бабушки — Хаджиева Фатима Иссаевна.

«Замуж вышла я очень рано и жила с мужем и его родителями в поселке Курму рядом с Верхним Баксаном. Там и застала нас всех война, и мой муж, Юсуф, ушел на фронт. У меня был единственный брат Мухаммат, который жил с мамой в Губасанты, сейчас Нейтрино. Его тоже забрали на фронт, и мама моя осталась одна.

Боташев Ибрагим — дедушка Тербулатова Османа (участник советско-финской и Великой Отечественной войны. В 1944 году был демобилизован и отправлен в Киргизию. Вернулся на Родину со своей семьей в 1957 г.
Джуртубаева Зулейхам — бабушка Тербулатова Османа

В тот страшный день (8 марта 1944 года), когда мой народ настигла беда, моя мама гостила у меня. Мы все были в ужасе, когда одна за другой начали заезжать в поселок машины. Нам приказали всем срочно собираться в путь. В дом зашли несколько солдат и начали помогать складывать вещи. Тут один из солдат увидел лежащие на столе письма с фронта. Он спросил у меня: «Кто у тебя на фронте?» я ответила: «Муж и брат». Услышав это, он добродушно сказал: «Собирайся, сестра, вам ехать далеко. Все пригодится». Мне тогда было 35 лет, свекрови — 87, маме — 78. Дети — восьми, шести и двух лет. Нас привезли в Нальчик. Было много людей. Женщины, старики, дети. Все были очень напуганы, растеряны и плакали».

На сборы давали 20 минут и разрешено было взять с собой не более 20 килограммов груза. К местам нового поселения в 14 эшелонах было отправлено более 37 тысяч балкарцев.

Депортация балкарцев

«Нас загрузили в товарные вагоны. Когда поезд тронулся, я думала, что у меня сердце разорвется. Но я пыталась утешить обеих своих мам. Сыновей, которые защищали Родину, их жен, детей и матерей загрузили в товарные поезда и отправили на чужбину, неизвестно куда.  Ехали мы несколько дней, на третий день моей свекрови стало очень плохо, врача в поезде не оказалось… она умерла у меня на руках».

За 18 дней дороги, в необорудованных вагонах от голода, холода и болезней умерли 562 человека. Их хоронили прямо у железнодорожного полотна во время коротких остановок. Когда составы следовали без стоянок, тела умерших в пути охрана бросала под откос.

«Мне очень хотелось довезти ее и похоронить по-человечески. Я спрятала труп, сделала вид, что свекровь болеет. Так мы доехали до Туркменистана. На одной из станций в вагон зашли несколько солдат. Они узнали, что в вагоне покойник, и, несмотря на все мои мольбы, забрали труп бедной моей свекрови и вынесли. Плакала я, мои дети, весь вагон рыдал… я выбежала на перрон за ними. Солдаты положили труп на лавочку. Я попросила маму скинуть мне саван… в этот момент мимо нас проходили супруги, туркмены. Мужчина подошел ко мне, вытащил из кармана Коран и сказал: «Доченька, не печалься, успокойся. Я мусульманин и обещаю, что похороню твою свекровь по всем мусульманским обычаям на мусульманском кладбище». Я отдала саван этим людям и меня потащили обратно к вагону. Поезд тронулся, и я оставила свою бедную свекровь на лавочке с этими незнакомыми людьми. Я все время думала и думаю о ней. Она была очень праведным и хорошим человеком.

Так мы приехали в Алма-Ату и попали в казахскую семью. Узнав о нашей несчастной доле, они приняли нас очень радушно.

А я продолжала ждать вестей с фронта от брата и мужа. Скоро пришла страшная весть — погиб брат. Он попал под обстрел. В танке ему оторвало руки и ноги, он погиб в госпитале. Я боялась признаться своей маме, что ее единственный сын погиб, поэтому уходила в укромное место, чтобы оплакивать брата. Но беда не приходит одна… Однажды в наш дом постучались… Это был вернувшийся из фронта, раненный наш односельчанин. Он рассказал, что был вместе с моим мужем на передовой. Это было в Польше. В один день они попали в окружение и их взяли в плен и отправили в Германский концлагерь. С ними оказался и Хызир — племянник моего мужа. Жестокое убийство Хызира немецким офицером выстрелом в упор настолько потрясло Юсуфа, что он, не выдержав этого, через три дня скончался.

Так грустно и печально, с горькими слезами на глазах закончил свой рассказ наш односельчанин. В тот день для меня погасли все звезды на небе и горящий огонек в глазах моих детей. В тот день они стали старше…»

На протяжении долгих 13 лет депортации балкарцы жили на казарменном положении. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность. Из общего числа высланных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 процентов — женщины, 18 процентов — старики и инвалиды. Начиная с 1 апреля 1944 года по сентябрь 1946 года, в Казахстане и Киргизии умерло 4849 балкарцев, а это каждый восьмой переселенец. За это время народ едва не лишился своей идентичности. Вместо Кабардино-Балкарской АССР появилась Кабардинская АССР. Ряд районов компактного проживания балкарцев был передан Грузинской ССР.

Середина 50-х годов стала переломной в судьбе балкарского и других репрессированных народов. «Хрущевская оттепель» дала им надежду на скорое возвращение в родные края. В конце 1956 года началось снятие всех ограничений с незаконно пострадавших народов. Окончательную точку в реабилитации балкарского народа поставил Указ Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 28 марта 1957 года. Эта памятная дата напрямую связана с восстановлением единства Кабардино-Балкарской Республики, стала отправной вехой в процессе возрождения балкарского народа. Она же дала и основания для учреждения в 1994 году первым Президентом КБР Валерием Коковым нового праздника в республике — Дня возрождения балкарского народа. С весны 1957 года, за два года в Кабардино-Балкарию вернулись 9327 семей в количестве 35274 человека. Были созданы новые балкарские населенные пункты, образовано 13 новых сельских советов. За два года было построено и заселено 3457 индивидуальных жилых домов.

28 марта 1957 г. Возвращение

Только спустя 13 лет пришла радостная весть, и познавшие боль на чужбине дети Балкарии вернулись к своим разоренным очагам и обрели новые надежды.

Природные мудрость, стойкость духа и трудолюбие помогли балкарскому народу не только выжить и выстоять в тяжелейших условиях, но при поддержке кабардинского, русского и других народов республики вернуться к полноценной жизни. Счастье снова оказаться на родной земле, видеть ее красоту отразилось в произведениях балкарских поэтов и писателей, посвятивших немало добрых, искренних строк своей обретенной родине.

8 марта 2002 года в Нальчике состоялось торжественное открытие Мемориала жертвам насильственного выселения и геноцида балкарского народа. Еще до окончания строительства, в 1999 году, в сквере возле здания будущего Мемориала, состоялось перезахоронение праха поэта-изгнанника Кязима Мечиева, умершего в 1945 году в Казахстане.

Научными сотрудниками Мемориала проведена масштабная работа по сбору материалов для экспозиции: фотографии, рукописи, дневники, личные вещи и предметы быта. Часть из них находится в постоянной выставке Мемориала.

Жители гор

Балкарцы — самобытный народ, который проживает в высокогорных районах Центрального Кавказа. Они называют себя таулула, что означает «жители гор». Балкарцы считают себя единым народом с карачаевцами, проживающими в соседней Карачаево-Черкесии.

Издревле балкарцы селились в предгорьях и горах. Дома строили из камня и глины в местах труднодоступных для нападения. Аулы имели вид террас, где дома находились один над другим. Для обороны поселения возводили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых патрульные подавали сигналы друг другу.

Верхне-Балкарская башня Амирхан-Кала (XVII век). Черекское ущелье, северо-восточная окраина ныне покинутого селения Шканты. Башня построена на огромном валуне высотой более пяти метров. Из башни хорошо обозреваются старинные аулы Шканты и Кюнлюм

Культура и традиции балкарцев

Не смотря на трудные условия быта в горах, Балкария славится своими долгожителями. Стариков оберегают, уважают, создают для них благоприятный психологический климат, душевный комфорт, которые благотворно отражаются на их физическом состоянии. Культ старших проявлялся во всем: старший первым произносил тост, занимал почетное место в доме, за трапезным столом.

Есть для балкарского, как и для других горских народов, еще одна важная персона — это гость. Их в семьях встречали с особым почетом и уважением, отводили отдельное помещение, которое оборудовано всем необходимым для пребывания.

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей: рубаха, широкие штаны, бешмет, сапоги, папаха. Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах.

Балкарские национальные наряды

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага особенно ценилось. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определенный день, когда можно было «делиться» огнем с соседями или брать угольки для себя.

Балкарки. Начало XX века

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Еще куначество называют искусственным родством. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, желающие связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочередно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости — даже отдать жизнь за друга.

Ансамбль «Балкария»

До сих пор в сельской местности у балкарцев соблюдают старинные свадебные обряды. Если невеста живет в одном поселении с женихом, к его дому она должна пройти путь пешком, в сопровождении подруг и родственниц. Сам жених в этой процессии не участвует.

Обязательная часть образа невест — белое платье, что считается символом молодости и красоты. Обязанностью друзей жениха был выкуп невесты во время свадьбы. После этого жених мог взять на руки возлюбленную, доведя до порога своего дома, после чего сажал на арбу (телега, повозка).

Девушке не позволяли самой выбирать мужа — за нее решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом.

Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с ее решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у нее был другой возлюбленный, он мог ее выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Балкарская кухня

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Почетным блюдом считается целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу.

Самые популярные национальные блюда:

Ежегодно в Кабардино-Балкарии отмечают «День балкарского хычина». Собирается более тысячи гостей и жителей республики, которых бесплатно угощают излюбленным блюдом балкарской кухни.

В 2022 году несомненным пиком программы стало приготовление прямо на центральной площади Нальчика огромного, размером более трех метров и весом около 50 килограммов, хычина-гиганта. Его раскатывали не простыми скалками, а специально приспособленными агрегатами, представлявшими собой нечто среднее между скалкой и малярным валиком. Сперва пропекли одну сторону, а затем при поддержке 10 мужчин всю конструкцию перевернули прямо в воздухе и дожарили нижнюю часть хычина.

С праздником, дорогие балкарцы!

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Новгородские «капустки»
«…Словно свеча на ветру»
Вспоминаем принцессу Диану
Рождение футбола в недрах ЧК-ГПУ Петрограда
Древняя Русь с соловьями на звонком раздолье
Курску — 990 лет