Газовое освещение скульптурных групп «Ангелы со светильником» на аттике Исаакиевского собора

А. В. Голованова, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

В 1858 году, в год окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, в Санкт-Петербурге возникло Общество столичного освещения. Известно, что первое газовое общество в нашем городе — Общество освещения газом С.-Петербурга — было основано в 1835 году и приступило к работе в 1839 году. Именно тогда на улицах центральной части города появились первые газовые фонари. До этого в Санкт-Петербурге преобладало масляное уличное освещение. Позднее Общество освещения газом С.-Петербурга переключилось на внутреннее, домовое освещение, сократив до минимума к началу ХХ века количество обслуживаемых уличных фонарей. Вследствие этого пальма первенства по освещению улиц газом перешла к Обществу столичного освещения (далее — Общество). Уже за первые годы существования Общество проложило магистральные трубы протяженностью более двух километров; к 1869 году обслуживало более 7000 фонарей.

В годы расцвета газового уличного освещения, в марте 1869 года, Технико-художественная комиссия Исаакиевского собора (далее — Комиссия) в составе Е. В. Богдановича, Р. А. Гедике, И. С. Ксенофонтова, А. А. Пуаро1 1 Именно по чертежам штатного архитектора собора А. А. Пуаро были выполнены площадки, лестницы и специальные «снаряды» для горения.   и В. А. Шрейбера заметила, что «в четырех канделябрах2 2 Имеются в виду скульптурные группы «Ангелы со светильником» (И. П. Витали).   на углах здания удобно было бы сделать сосуды для горючего вещества, чтобы в торжественные дни освещать верх и местность вокруг собора, как это делается при храме Св. Петра в Риме и даже в Москве». В апреле министр путей сообщения, в ведении которого собор находился с 1864 года, обратился с таким предложением к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору, со стороны которого препятствий по газовому освещению скульптур не последовало.

Здесь важно отметить, что все изменения, вносимые в художественно-декоративное убранство Исаакиевского собора, не только во время строительства, но и после его освящения, обязательно согласовывались со Святейшим Синодом и далее в обязательном порядке утверждались самим монархом.

9 апреля 1870 года император Александр II разрешил произвести опыт освещения газовым пламенем светильников на углах аттика Исаакиевского собора, который состоялся только 31 марта 1872 года с юго-западного угла собора. Однако опыт был произведен сначала не с газом, а со специальным составом из керосина, стеарина и спирта, наполнявшим в светильнике сосуд в виде сдвоенных медных котлов, промежуток между которыми был заполнен песком.

Гравюра. Строительство Исаакиевского собора

В июне 1873 года с купцом 1-й гильдии М. Л. Гицлем, «газопроводных дел мастером», был заключен контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырех канделябр на углах аттика Исаакиевского собора».

Врезка газовых труб к собору была осуществлена в четырех местах в магистральную трубу Общества. Железные (чугунные) трубы диаметром 2–2,5 дюйма шли под землей, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные трубы диаметром 2 дюйма, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы соответственно. В каждом конкретном случае, когда производилось наружное крепление труб, для согласования работ вызывался архитектор собора.

М. Н. Воробьев, Исаакиевский собор и памятник Петру I, 1844 г.

В итоге были установлены четыре створных крана и четыре крана для регулирования подачи газа. Створные краны открывались по заявке инспектора собора непосредственно представителем Общества и обслуживались мастерами из конторы М. Л. Гицля.

Первый опыт одновременного горения всех четырех светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. И уже тогда стало понятно, что давления газа недостаточно: мощности хватило только на полчаса, и даже уличные фонари вблизи собора погасли. В связи с этим осенью 1873 года магистральные трубы вокруг собора были заменены на трубы, имеющие больший диаметр, в то время как трубы собора, доставляющие газ к самим скульптурам, остались прежними.

Гравюра К. Р. Вейермана по рис. А. К. Бальдингера. Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в Светлое воскресенье

В дальнейшем планировалось устройство газометра для подсчета газа, в т. ч. И для фонарей на портиках собора3 3 По совокупности сумма выплат составляла 1/6 всех средств на содержание собора. , но это решение не было принято к исполнению из-за его больших размеров и недостатка свободного места в соборе. А так как плата Обществу оказалась вполне умеренной (¾ копейки в час за каждое отверстие и 1 ¼ копейки за каждую большую горелку), отказались также и от установки графического манометра.

На каждом канделябре располагалось 2100 горелок, потребляющих от 2 до 2,5 куб. футов газа, горение предполагалось до 3 часов и только пять раз в год по праздничным дням. Таким образом, стоимость газа составляла менее 1000 рублей в год, и министр финансов Внутреннего двора изъявил согласие принять расходы на счет государственного казначейства.

Пасхальная открытка нач. ХХ века

После долгой переписки с различными ведомствами было принято решение, что освещение аттика будет служить наружным украшением собора и окружающей его местности только в определенные высокоторжественные дни, когда зажигается в столице так называемая большая иллюминация. Комплекс мер по освещению входил в обязанности гражданской власти, составляя предмет забот инспекции собора, в отличие от освещения запрестольного образа4 4 Решение об освещении запрестольного образа было принято в октябре 1869 года. , расходы на которое должны были покрываться из средств Духовного ведомства. Так, в июне 1874 года настоятель представил инспектору собора расписание богослужений, где обозначил, что «нужно осветить запрестольный образ, а… освещение же четырех канделябр на углах аттика для праздничных наших богослужений не находим мы нужным».

Гравюра с картины худ. С. Животовского. Пасхальная ночь в Петербурге

В результате изучения запросов смотрителя собора в Общество на «отпечатывание» газовых кранов нам удалось установить, что включали большие светильники довольно редко и только во время общегородской иллюминации: ежегодно и регулярно накануне светлого праздника Пасхи и 30 августа — в день тезоименитства императора (сначала Александра II, позднее Александра III), а также в высокоторжественные дни. Так, например, 18 августа 1874 года во время проезда великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны по случаю их свадебных торжеств; 19 февраля 1880 года — в день 25-летия царствования Александра II и т. п.

За год до празднования 300-летия дома Романовых были проведены работы по замене газопроводных труб и исправлению и приведению в порядок светильников. Данных о зажжении светильников после 1913 года в иные дни, кроме Пасхи, на сегодняшний день нами не обнаружено, так же, как и не обнаружено ни одной фотографии с зажженными светильниками. Возможно, это было обусловлено техническими сложностями. К счастью, существует ряд художественных изображений, гравюр и рисунков, на которых современники изобразили это торжественное событие: пасхальный огонь на аттике Исаакиевского собора.

А. П. Остроумова-Лебедева. Исаакиевский собор в Пасхальную ночь

Статья впервые была опубликована: Голованова А. В. Газовое освещение скульптурных групп «Ангелы со светильником» на аттике Исаакиевского собора. Кафедра. Сб. науч. ст. В 2-х частях / Сост. А.В.Квятковский, Е.К.Чернышева. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2015. С.23-31
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
70 лет знаменитой всесоюзной стройке — Волго-Донскому судоходному каналу