Затерянный в океане.
300 лет назад европейцы открыли остров Пасхи

Рапа-Нуи, он же — остров Пасхи — это 163 км² суши посреди Тихого океана. Сейчас он принадлежит Чили (до ее берегов — 3540 км), но как минимум 800 лет назад здесь хозяйничали выходцы из Полинезии — соседних архипелагов, лежащих дальше к западу. Впрочем, «соседними» их можно считать с большой натяжкой: ближайшие острова Питкэрн — аж в 1900 км отсюда!

Остров Пасхи европейцы открыли только в 1722 году, когда экипаж судна «Afrikaanse Galley» под командованием голландского путешественника Якоба Роггевена после долгих дней в открытом океане заметил на горизонте сушу.

Случилось это в пасхальное воскресение, поэтому голландцы дали имя открытию — остров Пасхи, однако островитяне называли и продолжают назвать свой остров Рапа Нуи. 10 апреля голландцы высадились на сушу. Роггевен подробно описал рапануйцев и координаты острова Пасхи. Увидев необычные статуи огромных размеров, путешественник был сильно удивлен тем, что «обнаженные дикари» могли соорудить такие колоссы.

На момент открытия острова Роггевеном на нем обитало около 2–3 тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10–15 тысяч человек.

Откуда пришли люди на столь отдаленный остров? Об этом существует много версий, но наиболее доказанная и обоснованная говорит о том, что Жители острова Пасхи — типичные полинезийцы. Их культура, включая знаменитые статуи, выросла из полинезийской культуры. Островитяне говорят на восточно-полинезийском диалекте, родственном гавайскому и маркизскому. Рыболовные крючки и каменные скребки пасхальцев напоминают распространенные на Маркизских островах. Проведенный в 1995 году анализ ДНК из 12 скелетов, найденных на острове Пасхи, тоже показал их родство с Полинезией. На острове выращивали бананы, таро, бататы, сахарный тростник — все это типичные полинезийские культуры.

Радиоуглеродное датирование показало, что первые следы деятельности человека на острове появились около 400–700 года н.э., что неплохо совпадает с данными лингвистов о времени возникновения диалекта.

Согласно палинологическим данным, в первое время после появления здесь полинезийцев, остров был покрыт мощным субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав. Преобладал в этом лесу особый вид пальм, которого ныне на острове нет совсем. Этот вид родственен чилийской винной пальме, достигающей в высоту 25 метров, а в диаметре 180 сантиметров. Высокие, лишенные ветвей стволы пальмы, прекрасно подходили бы для сооружения больших океанских пирог и для перевозки статуй Моаи.

Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи уже представлял собой безлесную местность. Небольшое число деревьев росло только на самом дне кратера потухшего вулкана Рано-Као. Судя по всему, по мере увеличения численности населения обширные леса вырубались, а освобожденные земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй моаи. В результате примерно к 1600 году леса на острове были полностью уничтожены. К этому же времени относится и прекращение сооружения моаи.

Исчезновение с острова деревьев сильно сказалось на жизни островитян и экологии острова Пасхи. Население было вынуждено селиться в пещерах или строить ненадежные дома из тростника. Пострадало и рыболовство, в том числе, было прекращено строительство каноэ из древесины, плетение сетей из шелковицы, которая также была уничтожена. Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Обезлесение на Рапа-Нуи произошло также благодаря поеданию семян местных растений полинезийскими крысами, которые были завезены на остров первыми поселенцами.

Оставшиеся в живых островитяне рассказывали первым европейским пришельцам, как после 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать. Централизованное правительство сменилось хаотичным правлением глав отдельных мелких кланов. Наконец, главенство захватили те, у кого была сила — каста воинов. Остров и сейчас усеян каменными наконечниками копий и кинжалами, потерянными в боях XVII–XVIII веков. Около 1700 года началось резкое падение численности населения — сначала до одной четверти того, что было, затем и до одной десятой. Люди перебрались жить в пещеры. Около 1770 года соперничающие кланы начали опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. К 1864 году был свален последний монумент. Дошло до того, что появилось рабство и начал процветать каннибализм.

Сегодня остров знаменит на весь мир огромными каменными статуями — моаи, которые Рапануйцы оставили после себя. Пик сооружения статуй пришелся на 1200–1500 годы, позже их почти не возводили. Их высекали прямо в склонах вулканов из туфа или базальта, а затем устанавливали на особых платформах — аху. Известно больше 300 аху и почти 1000 истуканов самых разных габаритов — от 1,13 до 21 метра в высоту и весом до 165 тонн. На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рано-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, а том числе самая большая 21-метровая. В среднем высота изваяний колеблется от 3 до 5 метров, реже встречаются 10–12 метровые. На головах некоторых статуй можно увидеть «шапки» (пукао) из красной породы вулканического туфа, символизирующие то ли прическу, то ли корону. Все они имеют свои индивидуальные черты и нет ни одной моаи похожей на другую.

Существуют мнение, что статуи высекались с помощью каменных молотков, передвигались волоком в положении лежа, затем при помощи рычагов из бревен поднимались и устанавливались на платформы. Другая версия, тоже доказанная практическим экспериментом, предполагает, что статуи передвигались в вертикальном положении, когда при помощи тросов статуя слегка наклонялась и поворачивалась (как мы дома передвигаем холодильник). Островитяне же стоят на своем: «Моаи ходили сами».

Но как туземцы выбирали место под монументы? Были ли причины строить аху в определенных местах — или их располагали случайно?

Подсчеты исследователей наглядно показали: часто по соседству со скульптурами на поверхность выходят грунтовые воды — и, как правило, это бывает на побережье.

Буман — капитан корабля, который причалил к острову в 1722, писал о сосудах из тыкв, в которых аборигены хранили солоноватую воду. Капитан Кук, который посетил остров в 1774 году, тоже отмечал, что островитяне пьют солоноватую, неприятно пахнущую воду, а еще утоляют жажду из моря — очевидно, в тех уголках побережья, где грунтовые воды просачивались в океан.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течет в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с соленой, а иногда пили просто соленую воду.

1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и все более нуждалась в рабочей силе. Одним из ее источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли.

12 декабря 1862 года в бухте Анга-Роа причалили восемь перуанских кораблей. В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые перед огнестрельным оружием были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из‑за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Домой же из-за болезней вернулось только 15 островитян. Завезенный вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привел к резкому падению численности населения на острове Пасхи — до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Йеллоустоун
150 назад был основан первый в мире заповедник
110 лет российской анимации
Их главное оружие — ум и смекалка!
История Аляски — самого русского американского штата,
155 лет со дня продажи Аляски